пʼятниця, 11 березня 2011 р.

Воображение

игра

Воображение, конечно, нужно не только авторам произведений, особенно художественных, но и тем, кому они адресованы.

Иначе образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками, не производили бы на нас никакого впечатления. А все «недоговоренности» и «открытые финалы» не задевали ум и сердце. Например, «король ужасов» Альфред Хичкок самое страшное всегда оставлял за кадрам, предоставляя зрителю домысливать самому. При этом, эмоциональный эффект оказывается гораздо сильнее, чем если бы все кошмары были показаны на экране.

Иногда про какого-либо человека говорят: «У него напрочь отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех, у кого хотя бы в малой степени развит интеллект. Воображение является неотъемлемой частью реалистического мышления. Не будь у человека воображения, мы оказались бы совершенно беспомощны в практической жизни. Воображение позволяет нам при необходимости ярко воссоздавать и дополнять и дополнять образы проектов и ситуаций, например, когда мы рассказываем сказку ребенку или «в красках» воспроизводим друзьям истории из своего детства.

Без воображения не было бы науки, в частности математики, оперирующей абстрактными величинами и сложными топологическими конструкциями. Оно требуется физикам-теоретикам, создающим модели Вселенной на основе условных представлений о структуре микро- и макромира; физикам-практикам и механикам, которые должны «увидеть» конкретное устройство, прежде чем начать его монтировать.

Настоящее царство воображения – искусство, особенно абстрактная живопись. Хаос цветных пятен пробуждает фантазию, и она начинает дорисовывать воспринимаемое. Воображение, конечно, нужно не только авторам произведений, особенно художественных, но и тем, кому они адресованы. Иначе образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками, не производили бы на нас никакого впечатления. А все «недоговоренности» и «открытые финалы» не задевали ум и сердце. Например, «король ужасов» Альфред Хичкок самое страшное всегда оставлял за кадрам, предоставляя зрителю домысливать самому. При этом, эмоциональный эффект оказывается гораздо сильнее, чем если бы все кошмары были показаны на экране.

Воображение необходимо и в повседневной жизни. Именно в воображении происходит предвосхищение результатов, которые потом достигаются при помощи тех или иных действий. Работая рука об руку с эмоциями, воображение побуждает принять решение – иногда жизненно важное – в том случае, когда информации недостаточно. А поскольку исчерпывающую информацию о чем-либо получить заведомо невозможно, воображение служит нам своего рода проводником в сложном и противоречивом мире. С его помощью мы выстраиваем модели поведения и просчитываем различные варианты последствий наших поступков.

Еще одна важная обязанность воображения – улучшать психологическое состояние, снижать напряжение. Ребенок, который так часто чувствует себя маленьким, слабым и зависимым, может отвести душу, представляя, что он могучий и неустрашимый воин. Человеку, уставшему сводить концы с концами или работать в поте лица, иногда достаточно помечтать о нежданно свалившемся на него богатстве или о сказочном отдыхе, чтобы собраться с силами и жить дальше.

Что мы знаем о воображении?

Человек видит не только объекты внешнего мира, но и яркие картинки, порожденные воображением. Некоторые люди способны четко и ясно представить что-либо, например пейзаж или знакомое лицо, и подолгу рассматривать их на «внутреннем экране». Именно так предложили поступить Габриель Крейман и её коллеги участникам одного своего эксперимента. В то время как испытуемым предъявляли различные изображения или просили их представить определенные объекты, ученые регистрировали уровень активности нейронов. Некоторые клетки гиппокампа и других структур мозга изменяли биоэлектрическую активность в зависимости от содержания вызываемого образа. Они реагировали как на картины, созданные игрой воображения, так и на реальные и воображаемые объекты внешнего мира. Исследователи пришли к выводу, что реальные и воображаемые образы анализируют и хранят одни и те же участки мозга.

Якобу Гримму, одному из знаменитых братьев-сказочников, в детстве делали хирургическую операцию. Анастезии тогда не существовало, и мальчику, чтобы отвлечь его от боли рассказывали волшебную историю. Он был так увлечен ею, что в самом деле перенес операцию очень легко. И, возможно, именно с тех пор и полюбил сказки на всю жизнь.

В приключенческой повести современного российского писателя Еремея Парнова «Бронзовая улыбка» есть такой эпизод. Путешественник-индиец, пробираясь в таинственную Лхасу, провалился в снежную расщелину. Чтобы не замерзнуть, он по системе йогов начал воображать раскаленный на солнце песчаный берег океана. В итоге путник перестал чувствовать холод и сумел дождаться помощи. Действительно, у индийских йогов существуют методы овладения собственным воображением. Используя их, они могут изменять физические характеристики своего тела: ритм сердца, температуру и частоту дыхания.

Отдельные приёмы йогов всё чаще берутся на вооружение европейской медициной. Так, в некоторых роддомах Европы и Америки будущих мам учат снимать боль, расслабляясь и мысленно переносясь в какое-нибудь приятное безопасное место. Во многих центрах реабилитации, в том числе и в России, обучают медитации, релаксации, а также аутотренингу. Представляя, что они находятся в поле, лесу или на берегу моря, пациенты восстанавливаются после физической травмы или нервного срыва.

Спасибо, http://www.mitsevich.com/

Немає коментарів:

Дописати коментар